Знакомства крымских татар в крыму
Автор: � | 2025-04-14
Кто сказал, что крымские знакомства крымских татар не могут быть захватывающими? Позволь мне доказать обратное. Жду тебя на МОЕЙ СТРАНИЦЕ Тайны истории: крымские татары и их потрясающие знакомства в Крыму Крым
Знакомства Крымских Татар В Крыму - онлайн
На своей фигуре. Руки у нее были спрятаны внутри, а краешком ткани, которая свисала с головы, при необходимости женщина прикрывала лицо", – рассказывает этнограф, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Львовского музея истории религий Ульвие Аблаева.В отличие от чаршафа, фередже была сшитой одеждой. "Если сравнивать с современной одеждой, то можно сказать, что фередже – это летний плащ. Единственное отличие – в понимании плаща как одежды, одеваемой в рукава. А в тот период это был полифункциональный элемент костюма, поскольку одевался и в рукава, и на голову, поверх чего-либо", – объясняет Ульвие Аблаева.Крымские татарки в фередже. Из коллекции старшего научного сотрудника Львовского музея истории религий Ульвие АблаевойКрымскотатарское фередже схоже с центральноазиатской паранджой, которую носили женщины на территориях современного Узбекистана, части Таджикистана и в некоторых южных районах Кыргызстана. Однако в отличие от паранджи с длинными, узкими ложными рукавами и прорезями для рук, у фередже были обычные рукава. Его можно было накинуть на голову и надеть в рукава. Следующее отличие в том, что паранджа имела чачван – сетку из конского волоса, которая полностью закрывала лицо и грудь женщины. А у фередже крымских татарок такого элемента не было. Роль чачвана у них выполнял яшмак – небольшой белый платочек, который повязывали ниже глаз.Крымские татарки в чаршафах. Из коллекции старшего научного сотрудника Львовского музея истории религий Ульвие АблаевойФередже могло быть разных цветов, но чаще всего, по словам Ульвие Аблаевой, встречались фиолетовые и синие, а чаршаф – почти всегда исключительно белого цвета.Традиционным головным убором крымских татарок был фес – плоскодонная шапочка из бархата, атласа конической или цилиндрической формы, которая зачастую украшалась, кроме монет, золотой вышивки или вышивки жемчугом, еще басонными элементами, например, бахромой или тесьмой.Феску носили женщины всех возрастов. "Основное отличие в том, что девочки, девушки и молодые женщины носили этот убор богато украшенным, а женщины постарше – без декора. Феску надевали сразу на голову, это был нижний головной убор. А уже на феску накидывалась шаль, на шаль могли накидывать чаршаф или фередже", – объясняет Ульвие Аблаева. Девушки в праздничных нарядах. Бахчисарай, 1920-е годы. Фото: Бахчисарайский историко-культурный заповедникДокументальные свидетельства о фередже и чаршафе фиксируются на территории Крыма с середины XVII века. Самая поздняя визуальная фиксация чаршафа датирована 1927 годом, фередже – началом 20-х. "С конца XIX века Крым был вовлечен в процессы глобализации и урбанизации с параллельным сломом патриархальных традиций, – продолжает Ульвие Аблаева. – Потом сильнейшим потрясением в Крыму был голод 1921-1922 годов, когда погибло до 100 тысяч крымских татар. Затем коллективизация и колхозное строительство, так что Дагестанским археологом М. С. Гаджиевым под Дербентом в 2001 г., датирована 792-793 гг. и упоминает имя правившего тогда халифа Харуна ар-Рашида (786-809). Надгробные и строительные надписи X-XII вв. обнаружены в ряде дагестанских селений. На Сев. Кавказе сохранились многие мусульманские культовые постройки более поздних веков, т. к. они были в основном каменными, возведенными из природного строительного материала. Река целиком смыла г. Итиль, и ни одно его здание не сохранилось. Среди развалин Булгара X-XII вв. есть остатки здания мечети, булгарские надгробные памятники относятся к XIII-XIV вв. В г. Ст. Крым (бывш. Эски-Крым, Солхат) стоят стены с перекрытиями т. н. мечети Узбека, самого раннего памятника мусульманской культовой архитектуры в Крыму. Множество мечетей, медресе, суфийских обителей, мавзолеев, надгробий в крымских городах Кафа (ныне Феодосия), Бахчисарай, Гёзлев (ныне Евпатория), Карасубазар (ныне Белогорск) и в др. местах были преднамеренно разрушены. От Ханской мечети 1467 г. в г. Касимове (на территории Рязанской обл.) сохранился минарет. Большинство культовых сооружений Казани и др. поволжских городов и аулов представляли собой деревянные постройки и были разрушены при завоевании русскими властями, сгорели во время пожаров и т. п. В 1767-1771 гг. в Казани по разрешению Екатерины II купцом Юнусовым воздвигнута каменная мечеть (ныне мечеть Марджани). Прочие культовые сооружения мусульман в России построены в XIX-XX вв. Более тысячи новых мечетей сооружены за последние 20 лет и продолжают строиться.Лит.: Валидов Д. Д. Очерк истории образованности и лит-ры татар (до революции 1917 г.). М.; Пг., 1923; Климович Л. И. Ислам в царской России: Очерки. М., 1936; Bennigsen A., Lemercier-Quelquejay Ch. Islam in the Soviet Union.Знакомство Крымских Татар В Крыму – Telegraph
Ещё 14 июня. Но наступление пришлось отложить. Лишь передовая рать Репнина-Оболенского выдвинулась к Смоленску. С юга поступили сведения, что отряды крымских войск под командованием царевича Мухаммад-Гирея всё же принялись прощупывать оборону русских границ. Начались столкновения со степняками под Брянском, Путивлем и Стародубом. Впрочем, благодаря разведке и доброхотам, имеющимся у Москвы в Крыму, русские были готовы и татар, хоть и с трудом, но удалось отогнать, не пустив их в центральные земли теми полками, что изначально выделялись для обороны "крымской украйны", не трогая стоявшую в готовности основную рать. Но всё равно ещё весь июль на рубежах продолжались небольшие стычки. И до самой осени пять русских полков дежурили в районе Тулы, и столько же на реке Угре. Посошные люди и дети боярские охраняли броды и "перелазы" через Оку. Да и в землях Стародубского княжества, ещё одного из возможных направлений ордынской атаки, тоже были сосредоточены крупные силы. Лишь в начале сентября степняки окончательно ушли восвояси... Однако уже в августе стало понятно, что большого похода крымцев не будет. И потому, в четверг 11 августа, на Васильев день, новгородская рать двинулась в направлении Полоцка. Впрочем, учитывая малочисленность рати (всего то три тысячи всадников), основная её задача была в том, чтобы заставить противника распылить силы, буде литовская армия всё же соберётся, а брать город штурмом явно не планировалось. Хотя кой какие мысли у Андрея на этот счёт были. Из книг он помнил, что Шуйский и Полоцк будут связаны всю эту войну, но взять его князю так и не удастся. И это было плохо, потому как Полоцк, находившийся на перекрёстке водных дорог и сухопутных волоков, был очень важен. Город контролировал водный путь по Западной Двине, благодаря которой, он был связан торговыми путями со всей тогдашней Европой. На больших стругах и более мелких плавутах, шкутах и чёлнах возили полоцкие торговцы свои товары в Ригу, Гданьск (как поляки переименовали присоединённый после Тринадцатилетней войны Данциг) и далее, в Германию и Скандинавию. Вся старая Европа через Ганзейский союз входила в сферу полоцких интересов. А посредством волоков (ведь истоки Западной Двины и Волги были так близки) через Полоцк проходили важнейшие транзитные пути из Европы на Новгород и Москву. Да, с момента основания немецкими. Кто сказал, что крымские знакомства крымских татар не могут быть захватывающими? Позволь мне доказать обратное. Жду тебя на МОЕЙ СТРАНИЦЕ Тайны истории: крымские татары и их потрясающие знакомства в Крыму КрымЗнакомства Крымских Татар В Крыму – Telegraph
Половина малороссиян в первой половине XVII столетия переселилась на берега Ворсклы, Сулы, Харькова, Донца и образовала русскую Украину.Они нашли там природу, обильную многими произведениями, готовую воздавать десятерицею за труд человека. Леса и степи были полны птиц и зверей; реки кипели рыбою, в озерах она часто задыхалась от чрезмерного размножения.Здесь было привольно жить первым выходцам, но какая судьба предстояла им? Они не имели за себя ни Днепровских порогов, ни отдаления от сильных государств, они поселились вблизи польских владений, сопредельно с Россией, на самом перепутье татар.Чувствуя эти невзгоды, казаки при самом начале своего переселения стали искать подданства России. Этим средством надеялись вернее защититься от насилия и за подданство просили только беспрепятственного пользования хозяйственными заведениями и промыслами, из которых главным было — винокурение.Государи российские были довольны водворением воинственных малороссиян на опасном перепутье из Крыма в Россию.Много терпела едва родившаяся Украина от крымских татар. Набеги их были жестоки. Почти целое столетие жизнь переселенцев была непрестанною войною с крымцами. Они осуждены были выдерживать весь жар первого гибельного удара. Не прошло еще ста лет, как орда крымских татар врывалась в Украину со всеми ужасами опустошения. Страна, где теперь университет5 и десятки учебных заведений, где наготове стоит целый корпус войска, была границей России, и не по одному только имени была Украиной. За этой Украиной тянулись пустынные степи…Подверженные беспрестанным набегам татар, в соседстве с Малороссией, кипевшей войною, украинцы жили точно в военном стане; самые земледельцы ходили не безоружные за своим плугом. Малая обеспеченность собственности и неизвестность в наслаждении жизни заставили их укрепить свои слободы, преобразовать их в города, Резал кур..." А уж как было сметно,когда всю семью деда выкинули по этой причине из квартиры, всех -- деда,бабку, шестерых дочек, их мужей, внуков. Точно так же, как за пятнадцать лет до этого, в 1914 году, вышвырнулипрадеда -- бывшего николаевского солдата -- и всю огромную семью прадеда изего дома на Виленщине, на основе указа Николая Николаевича, наместника царя,распорядившегося выселить всех евреев из прифронтовой полосы (в 400 км) как"потенциальных немецких шпионов"... А прадед мой пролил кровь за Россию еще во время первой обороныСевастополя, имел награды и как николаевский солдат, отслуживший царю иОтечеству 25 лет, получил даже клочок земли под Вильно, тот самый, скоторого его и вышвырнули, окруженного конвоем казаков... Кольцо обид!.. Кольцо обид!.. Вырвемся из этого кольца, продолжимспокойно. Имел право Солженицын-писатель написать так, как он написал? Имел! Укаждого писателя есть, по выражению Толстого, своя больная мысль, есть она иу Солженицына, которому страдания русского народа и русской церкви ближе,больнее, чем страдания еврейского народа и еврейских священнослужителей. Я, например, в России выступал в защиту моих друзей, не выделяя их понациональности, даже мысленно не выделяя. Среди них были и русские -- ихбыло большинство, и евреи, и литовцы. Я выступал против преследованиякрымских татар как народа. Но написал я роман-документ "Заложники" -- о нарастании в Россиигосударственного антисемитизма, о горькой судьбе русского еврейства, ибоэто, видимо, было моей больной мыслью. Значит ли то, что я не написал книги об истреблении крымских татар,хотя проклинал их палачей, -- значит ли это, что я в душе -- татарофоб или"с татарофобским душком", как теперь любят говорить, заменяя слово"татарофобский" любым другим? Отнюдь не значит. Видит Бог, трагедия крымских татар -- и моя трагедия.Но больная мысль (применяя все то же мудрое выражение Толстого) -- одна.Одна, естественно, в какой-то определенный исторический отрезок времени,когда писатель вынашивает то или иное произведение, живет им. Почему же я-- не татарофоб, а Солженицын-романист -- антисемит на всевремена? Солженицын, автор романовзнакомства в крыму крымские татары - 시네21
Писал:Предъявлять права на титул абсолютного правителя может лишь османский султан. Только он законно может претендовать на титул преемника Римского императора[28]Мятежи и возрождение (1566—1683)[править | править вики-текст][]Османская миниатюра, изображающая османские войска и передовой отряд крымских татар вСигетварской битвеОсманская империя, 1299—1683Сильные военные и бюрократические структуры прошлого века были ослаблены анархией в период правления слабовольных султанов. Турки постепенно отстали от европейцев в военном деле. Нововведение, сопровождающееся мощной экспансией, стало началом подавления растущего консерватизма верующих и интеллигентов[30]. Но, несмотря на эти трудности, Османская империя продолжала оставаться главной экспансионистской державой, пока не потерпела поражение в битве за Вену в 1683 году, закончившей продвижение турок в Европе.Открытие новых морских путей в Азию позволило европейцам избежать монополии Османской империи. С открытием португальцами в 1488 году мыса Доброй Надежды начался ряд османско-португальских войн в Индийском океане, продолжавшихся в течение всего XVI века. С экономической точки зрения, колоссальный приток серебра испанцам, вывозившим его из Нового Света, вызвал резкое обесценивание валюты Османской империи и безудержную инфляцию.При Иване Грозном Московское царство захватило Поволжье и укрепилось на побережье Каспийского моря. В 1571 году крымский ханДевлет I Герай, при поддержке Османской империи, сжёг Москву[31]. Но в 1572 году крымские татары потерпели поражение в битве при Молодях. Крымское ханство продолжило совершать набеги на Русь во время поздних налётов татаро-монголов на русские земли, [32] и Восточная Европа продолжала оставаться под влиянием крымских татар до конца XVII века[33].В 1571 году войска Священной лиги одержали победу над турками в морском сражении при Лепанто. Это событие стало символическим[32] ударом по репутации непобедимой Османской империи. Турки потеряли много людей, потери флота были значительно ниже[34]. Мощь османского флота быстро была восстановлена, и в 1573 году Порта склонила Венецию к подписанию мирного договора[35]. Благодаря этому, турки укрепились в Северной Африке[35].Вторая осада Вены, 1683.Для сравнения, Габсбурги создали Военную Краину, защищавшую Габсбургскую монархию от турок[36]. Ослабление кадровой политики Османской империи в войне сКрымские татары Крыма: удивительные знакомства и
Поход по Крыму "Путешествие по стране Демерджи" считается красивым и несложным маршрутом солнечного полуострова. Доступен всем возрастным группам. Поход в горы автономный, от нашего сайта Походы по Крыму с Олегом и его друзьями, расчитан на три дня пешего тура, с ночёвками в палатках. Идём с рюкзаками, в полный отрыв от цивилизации. Мы поднимемся на великолепные обзорные вершины Главной гряды Крымских гор – Северная и Южная Демерджи (демир-кузнец, тюркс.), посетим урочище Джурла, осмотрим всем известную Долину привидений, а на концовке маршрута заглянем в ущелье Хапхал, в котором живёт один из самых полноводных водопадов Крыма, водопад Джур-Джур. При желании, мы сможем изменить нитку маршрута и прогуляться по просторным горным яйлам гор Северная Демерджи и Тырке. Это активный тур со всеми вытекающими. Поэтому должна быть нормальная физическая подготовка. В зимнее время поход по Демерджи проходит с проживанием на турбазе, в посёлке Лучистом, где есть всё для комфортного ночлега. Совершаются радиальные выходы налегке к достопримечательностям и красивым местам гор Северная и Южная Демерджи. В случае непредсказуемых изменений в погодных условиях Крыма, нитка маршрута будет меняться. Но мы всё посмотрим и увидим, непременно. Фото и впечатления от путешествия будут обязательно. А как же ещё. Ведь это же Крым! Долина привидений, вершины гор Южная и Северная Демерджи, водопад Джур-ДжурМаршрут рассчитан на 3 дня и 2 ночи.Тип - автономный, пеший поход.Сложность средняя (три из шести).Стоимость похода с палатками - 6000 рублейСтоимость похода с проживанием на турбазе - 7900 рублейКилометраж похода - 38 км.Место проведения - срединная часть Главной гряды Крымских гор.Даты старта и финиша в 2025 году07.04. Кто сказал, что крымские знакомства крымских татар не могут быть захватывающими? Позволь мне доказать обратное. Жду тебя на МОЕЙ СТРАНИЦЕ Тайны истории: крымские татары и их потрясающие знакомства в Крыму Крым Статья о знакомства с крымскими татарками в крыму: Занятие: Знакомство с крымскими татарами, как нацией. Цель : Ознакомление детей с крымскими татарами, как нацией.Знакомства Крымских Татар В Крыму Telegraph
Охранять город. — Мы на этом пиру видели его отца и еще одну старуху, которая ждет мужа из плена, видели и ту панну, на которой Нововейский задумал жениться, — прибавил Крычинский. — А! — сказал Азыя. — Я и забыл, что все они здесь. А панну Нововейскую я привез. И он захлопал в ладоши. Когда появился Галим, он сказал ему: — Как только мои липки заметят пожар в городе, пусть немедленно ударят на оставшихся в крепости солдат и всех перережут; женщин же и старого шляхтича пусть свяжут и стерегут, пока я не дам им приказания. Сказав это, он обратился к Крычинскому и Адуровичу: — Сам я слаб и помогать вам не буду, но сяду на коня, чтобы хоть поглядеть. А вы, товарищи, начинайте, начинайте! Крычинский и Адурович бросились к выходу. Он вышел следом за ними и, приказав подать себе лошадь, поехал к частоколу, чтобы с крепостных ворот посмотреть, что произойдет в городе. Многие липки тоже взобрались на крепостную ограду, чтобы полюбоваться зрелищем резни. Те солдаты Нововейского, которые не ушли в степь, увидав, что липки взбираются на крепостной вал, и думая, что в городе случилось что-нибудь такое, на что стоит посмотреть, тотчас смешались с ними, ничего не подозревая. Впрочем, пехотинцев здесь было не более двадцати человек, остальные сидели по шинкам. Между тем отряды Адуровича и Крычинского мгновенно рассыпались по городу. Эти отряды почти исключительно состояли из черемисов и липков, то есть из бывших жителей Речи Посполитой, главным образом шляхты; но они уже покинули родину и за время долгих скитаний так одичали, что нисколько не отличались от татар. Их прежние жупаны изорвались, и почти все они были одеты в бараньи тулупы, мехом наружу, надетые прямо на голое тело, почерневшее от степных ветров и дыма костров. И только оружие у них было лучше, чем у диких татар: у всех были сабли, луки, а у многих самопалы. Лица их были полны жестокости и жажды крови, как и лица добруджских, белгородских и крымских татар. Теперь, рассыпавшись по городу, они стали бегать в разных направлениях с пронзительным криком, словно желая этим криком подстрекнуть друг друга к грабежу и резне. И хотя многие из них, по татарскому обычаю, держали уже лезвие ножей в зубах, население города, состоявшее, как и в Ямполе, из валахов, армян, греков и частью из татар-купцов, смотрело на них без всякого подозрения. Лавки были открыты, купцы с четками в руках сидели, по турецкому обычаю, перед лавками. Крики липков возбудили только их любопытство: они думали,Комментарии
На своей фигуре. Руки у нее были спрятаны внутри, а краешком ткани, которая свисала с головы, при необходимости женщина прикрывала лицо", – рассказывает этнограф, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Львовского музея истории религий Ульвие Аблаева.В отличие от чаршафа, фередже была сшитой одеждой. "Если сравнивать с современной одеждой, то можно сказать, что фередже – это летний плащ. Единственное отличие – в понимании плаща как одежды, одеваемой в рукава. А в тот период это был полифункциональный элемент костюма, поскольку одевался и в рукава, и на голову, поверх чего-либо", – объясняет Ульвие Аблаева.Крымские татарки в фередже. Из коллекции старшего научного сотрудника Львовского музея истории религий Ульвие АблаевойКрымскотатарское фередже схоже с центральноазиатской паранджой, которую носили женщины на территориях современного Узбекистана, части Таджикистана и в некоторых южных районах Кыргызстана. Однако в отличие от паранджи с длинными, узкими ложными рукавами и прорезями для рук, у фередже были обычные рукава. Его можно было накинуть на голову и надеть в рукава. Следующее отличие в том, что паранджа имела чачван – сетку из конского волоса, которая полностью закрывала лицо и грудь женщины. А у фередже крымских татарок такого элемента не было. Роль чачвана у них выполнял яшмак – небольшой белый платочек, который повязывали ниже глаз.Крымские татарки в чаршафах. Из коллекции старшего научного сотрудника Львовского музея истории религий Ульвие АблаевойФередже могло быть разных цветов, но чаще всего, по словам Ульвие Аблаевой, встречались фиолетовые и синие, а чаршаф – почти всегда исключительно белого цвета.Традиционным головным убором крымских татарок был фес – плоскодонная шапочка из бархата, атласа конической или цилиндрической формы, которая зачастую украшалась, кроме монет, золотой вышивки или вышивки жемчугом, еще басонными элементами, например, бахромой или тесьмой.Феску носили женщины всех возрастов. "Основное отличие в том, что девочки, девушки и молодые женщины носили этот убор богато украшенным, а женщины постарше – без декора. Феску надевали сразу на голову, это был нижний головной убор. А уже на феску накидывалась шаль, на шаль могли накидывать чаршаф или фередже", – объясняет Ульвие Аблаева. Девушки в праздничных нарядах. Бахчисарай, 1920-е годы. Фото: Бахчисарайский историко-культурный заповедникДокументальные свидетельства о фередже и чаршафе фиксируются на территории Крыма с середины XVII века. Самая поздняя визуальная фиксация чаршафа датирована 1927 годом, фередже – началом 20-х. "С конца XIX века Крым был вовлечен в процессы глобализации и урбанизации с параллельным сломом патриархальных традиций, – продолжает Ульвие Аблаева. – Потом сильнейшим потрясением в Крыму был голод 1921-1922 годов, когда погибло до 100 тысяч крымских татар. Затем коллективизация и колхозное строительство, так что
2025-03-28Дагестанским археологом М. С. Гаджиевым под Дербентом в 2001 г., датирована 792-793 гг. и упоминает имя правившего тогда халифа Харуна ар-Рашида (786-809). Надгробные и строительные надписи X-XII вв. обнаружены в ряде дагестанских селений. На Сев. Кавказе сохранились многие мусульманские культовые постройки более поздних веков, т. к. они были в основном каменными, возведенными из природного строительного материала. Река целиком смыла г. Итиль, и ни одно его здание не сохранилось. Среди развалин Булгара X-XII вв. есть остатки здания мечети, булгарские надгробные памятники относятся к XIII-XIV вв. В г. Ст. Крым (бывш. Эски-Крым, Солхат) стоят стены с перекрытиями т. н. мечети Узбека, самого раннего памятника мусульманской культовой архитектуры в Крыму. Множество мечетей, медресе, суфийских обителей, мавзолеев, надгробий в крымских городах Кафа (ныне Феодосия), Бахчисарай, Гёзлев (ныне Евпатория), Карасубазар (ныне Белогорск) и в др. местах были преднамеренно разрушены. От Ханской мечети 1467 г. в г. Касимове (на территории Рязанской обл.) сохранился минарет. Большинство культовых сооружений Казани и др. поволжских городов и аулов представляли собой деревянные постройки и были разрушены при завоевании русскими властями, сгорели во время пожаров и т. п. В 1767-1771 гг. в Казани по разрешению Екатерины II купцом Юнусовым воздвигнута каменная мечеть (ныне мечеть Марджани). Прочие культовые сооружения мусульман в России построены в XIX-XX вв. Более тысячи новых мечетей сооружены за последние 20 лет и продолжают строиться.Лит.: Валидов Д. Д. Очерк истории образованности и лит-ры татар (до революции 1917 г.). М.; Пг., 1923; Климович Л. И. Ислам в царской России: Очерки. М., 1936; Bennigsen A., Lemercier-Quelquejay Ch. Islam in the Soviet Union.
2025-03-29Ещё 14 июня. Но наступление пришлось отложить. Лишь передовая рать Репнина-Оболенского выдвинулась к Смоленску. С юга поступили сведения, что отряды крымских войск под командованием царевича Мухаммад-Гирея всё же принялись прощупывать оборону русских границ. Начались столкновения со степняками под Брянском, Путивлем и Стародубом. Впрочем, благодаря разведке и доброхотам, имеющимся у Москвы в Крыму, русские были готовы и татар, хоть и с трудом, но удалось отогнать, не пустив их в центральные земли теми полками, что изначально выделялись для обороны "крымской украйны", не трогая стоявшую в готовности основную рать. Но всё равно ещё весь июль на рубежах продолжались небольшие стычки. И до самой осени пять русских полков дежурили в районе Тулы, и столько же на реке Угре. Посошные люди и дети боярские охраняли броды и "перелазы" через Оку. Да и в землях Стародубского княжества, ещё одного из возможных направлений ордынской атаки, тоже были сосредоточены крупные силы. Лишь в начале сентября степняки окончательно ушли восвояси... Однако уже в августе стало понятно, что большого похода крымцев не будет. И потому, в четверг 11 августа, на Васильев день, новгородская рать двинулась в направлении Полоцка. Впрочем, учитывая малочисленность рати (всего то три тысячи всадников), основная её задача была в том, чтобы заставить противника распылить силы, буде литовская армия всё же соберётся, а брать город штурмом явно не планировалось. Хотя кой какие мысли у Андрея на этот счёт были. Из книг он помнил, что Шуйский и Полоцк будут связаны всю эту войну, но взять его князю так и не удастся. И это было плохо, потому как Полоцк, находившийся на перекрёстке водных дорог и сухопутных волоков, был очень важен. Город контролировал водный путь по Западной Двине, благодаря которой, он был связан торговыми путями со всей тогдашней Европой. На больших стругах и более мелких плавутах, шкутах и чёлнах возили полоцкие торговцы свои товары в Ригу, Гданьск (как поляки переименовали присоединённый после Тринадцатилетней войны Данциг) и далее, в Германию и Скандинавию. Вся старая Европа через Ганзейский союз входила в сферу полоцких интересов. А посредством волоков (ведь истоки Западной Двины и Волги были так близки) через Полоцк проходили важнейшие транзитные пути из Европы на Новгород и Москву. Да, с момента основания немецкими
2025-04-06Половина малороссиян в первой половине XVII столетия переселилась на берега Ворсклы, Сулы, Харькова, Донца и образовала русскую Украину.Они нашли там природу, обильную многими произведениями, готовую воздавать десятерицею за труд человека. Леса и степи были полны птиц и зверей; реки кипели рыбою, в озерах она часто задыхалась от чрезмерного размножения.Здесь было привольно жить первым выходцам, но какая судьба предстояла им? Они не имели за себя ни Днепровских порогов, ни отдаления от сильных государств, они поселились вблизи польских владений, сопредельно с Россией, на самом перепутье татар.Чувствуя эти невзгоды, казаки при самом начале своего переселения стали искать подданства России. Этим средством надеялись вернее защититься от насилия и за подданство просили только беспрепятственного пользования хозяйственными заведениями и промыслами, из которых главным было — винокурение.Государи российские были довольны водворением воинственных малороссиян на опасном перепутье из Крыма в Россию.Много терпела едва родившаяся Украина от крымских татар. Набеги их были жестоки. Почти целое столетие жизнь переселенцев была непрестанною войною с крымцами. Они осуждены были выдерживать весь жар первого гибельного удара. Не прошло еще ста лет, как орда крымских татар врывалась в Украину со всеми ужасами опустошения. Страна, где теперь университет5 и десятки учебных заведений, где наготове стоит целый корпус войска, была границей России, и не по одному только имени была Украиной. За этой Украиной тянулись пустынные степи…Подверженные беспрестанным набегам татар, в соседстве с Малороссией, кипевшей войною, украинцы жили точно в военном стане; самые земледельцы ходили не безоружные за своим плугом. Малая обеспеченность собственности и неизвестность в наслаждении жизни заставили их укрепить свои слободы, преобразовать их в города,
2025-04-05Резал кур..." А уж как было сметно,когда всю семью деда выкинули по этой причине из квартиры, всех -- деда,бабку, шестерых дочек, их мужей, внуков. Точно так же, как за пятнадцать лет до этого, в 1914 году, вышвырнулипрадеда -- бывшего николаевского солдата -- и всю огромную семью прадеда изего дома на Виленщине, на основе указа Николая Николаевича, наместника царя,распорядившегося выселить всех евреев из прифронтовой полосы (в 400 км) как"потенциальных немецких шпионов"... А прадед мой пролил кровь за Россию еще во время первой обороныСевастополя, имел награды и как николаевский солдат, отслуживший царю иОтечеству 25 лет, получил даже клочок земли под Вильно, тот самый, скоторого его и вышвырнули, окруженного конвоем казаков... Кольцо обид!.. Кольцо обид!.. Вырвемся из этого кольца, продолжимспокойно. Имел право Солженицын-писатель написать так, как он написал? Имел! Укаждого писателя есть, по выражению Толстого, своя больная мысль, есть она иу Солженицына, которому страдания русского народа и русской церкви ближе,больнее, чем страдания еврейского народа и еврейских священнослужителей. Я, например, в России выступал в защиту моих друзей, не выделяя их понациональности, даже мысленно не выделяя. Среди них были и русские -- ихбыло большинство, и евреи, и литовцы. Я выступал против преследованиякрымских татар как народа. Но написал я роман-документ "Заложники" -- о нарастании в Россиигосударственного антисемитизма, о горькой судьбе русского еврейства, ибоэто, видимо, было моей больной мыслью. Значит ли то, что я не написал книги об истреблении крымских татар,хотя проклинал их палачей, -- значит ли это, что я в душе -- татарофоб или"с татарофобским душком", как теперь любят говорить, заменяя слово"татарофобский" любым другим? Отнюдь не значит. Видит Бог, трагедия крымских татар -- и моя трагедия.Но больная мысль (применяя все то же мудрое выражение Толстого) -- одна.Одна, естественно, в какой-то определенный исторический отрезок времени,когда писатель вынашивает то или иное произведение, живет им. Почему же я-- не татарофоб, а Солженицын-романист -- антисемит на всевремена? Солженицын, автор романов
2025-04-05